![Фото и видео двигателя Стирлинга. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/RmgrUFuLoKSV-Fr1jDbqUzRLpr0TxzyU/z2IhX8_9UM5aS2NUVWkisxs2ElcIdJZt/iwsOiSykfncyeha7RbjrLvh5ChhZb-we/OReCmfxLWiAHzs1CGVQrkO2vxtRFV4yy/2OUOlYmCMsTAEYYvOerJfA.jpg)
Самый что ни на есть двигатель внешнего сгорания — мотор Стирлинга:
на снимке действующая моделька с длиной основания всего 10 см. Выглядит в духе стим-панка, но всё реально жужжит и крутится.
Минутное видео устройства «в деле», снятое на телефон, здесь.
А принцип работы сей машинки прост, но оригинален:
у двигателя имеется два цилиндра (назовём их «холодный» — с радиатором, и «горячий» — он греется от любого внешнего источника тепла) с поршнями, завязанными на маховичок через кривошипы. Фазы их движения смещены относительно друг друга так, чтобы обеспечивать следующую схему:
когда под воздействием подводимого извне тепла рабочее тело (в нашем случае — воздух) в горячем цилиндре начинает расширяться и толкать поршень, часть его через специальное отверстие перепускается в холодный цилиндр. Там он благодаря радиатору охлаждается, теряет давление и вновь вбрасывается через то же самое отверстие обратно в горячий цилиндр в тот момент, когда его поршень, продолжающий движение за счёт инерции маховика, близок к завершению своей фазы сжатия (у верхней мёртвой точки). Оказавшееся в горячем цилиндре остывшее (а стало быть, потерявшее в объёме) рабочее тело опять расширяется и процесс повторяется снова и снова.
Проще говоря, сообщающиеся цилиндры за счёт несинфазной работы своих поршней гоняют одно и то же рабочее тело туда-сюда, успевая извлекать из подводимой к нему тепловой энергии энергию механическую.
Двигатель Стирлинга является в прямом смысле «двигателем внешнего сгорания», поскольку внутри него никакого сгорания не происходит (и, к слову, нет никаких детонационных нагрузок, высокого давления и температур, характерных для ДВС). Подводимое к нему тепло может быть самой разной природы.
P.S. Считал анахронизмом, но, специально посмотрев современные области применения устройств Стирлинга, обнаружил, что подобные тепловые машины на практике разрабатываются и применяются в качестве анаэробных (т.е. не требующих поглощения воздуха) силовых установок для подводных лодок (особенно преуспели в этом специалисты Швеции и Японии)
Фото и видео — Tom Fincher
Необычные предметы
![Фото и видео двигателя Стирлинга. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](http://i.wfolio.ru/x/DfuzfYcma_AIhXVws561P_IofXO1I-II/m7S9nH4Gto0nBVF5pqi4UUS58VAmWxEC/4KJFMwfY2WDMcbk_U1R_gkh6MKo0WhTd/zbAtaDDnPUNHS_bibaR-kBQtCwFdhd0E.jpg)
Левитирующая лампочка
![Фото и видео двигателя Стирлинга. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](http://i.wfolio.ru/x/DfuzfYcma_AIhXVws561P_IofXO1I-II/m7S9nH4Gto0nBVF5pqi4UUS58VAmWxEC/4KJFMwfY2WDMcbk_U1R_gjynoileczPS/_DswBR6i1FknnLS0zNi2xoPPzNfZxa3j.jpg)