1. Самолёт
— вершина технологической и конструкторской
мысли человека, в нём интересна каждая
деталь и механизм, эстетика его форм и
режимов полёта (взлёта, посадки, фигур
высшего пилотажа) завораживающи и
волшебны. Без качественной оптики или
возможности подойти на дистанцию
детальной различимости за дело лучше
не браться.
2. Самолёт
в воздухе без фактурного Неба — как
камень без оправы: выглядит примитивным
изолятом на плашечном фоне из голубого
или серого картона. Крайне желательно
выбирать условия, когда небесная обитель
воздушного судна обставлена своим
естественным интерьером (кучевыми
облаками, слойкой, закатным или рассветным
градиентом и т. п.), это вдыхает жизнь в
кадр и как бы даёт пространственную
привязку. В данном смысле также всегда
неплохо, если в кадр удаётся захватить
какие-то наземные объекты или линию ВПП
(но без ущерба для масштабирования
собственно самолёта).
3. Самолёт
— это динамика. Определится с экспозицией
— значит, не допустить смазов, недосветов
и пересветов. Стало быть, стоит заранее
пристреляться в ручном режиме с контролем
клиппинга, памятуя при этом, что
вращающиеся лопасти у турбовинтовых
или поршневых бортов не должны выглядеть
затсывшими колом, но и не казаться вообще
отсутствующими. Также имеем ввиду, что
для аппаратов с исключительно электронным
затвором может очень неприятно проявиться
эффект роллинг-шатера (искажение
быстродвижущихся линейных объектов,
когда, например, лопасти винта на картинке
превращаются в загнутые турецкие сабли).
На практике с учётом среднего показателя
оборотов двигателя на глиссаде чаще
всего оптимальным оказывается выдержка
1/350 сек. И, конечно, съёмка с проводкой
— флагом вам в руки (тут убивается два
зайца: и самолёт резок, и фон динамично
смазан, а, значит, отделён по глубине
сцены). Также учтите, что при ясной
погоде обращенные к земле плоскости
самолёта и нижняя часть его фюзеляжа
по сравнению с освещённой ярким Небом
верхней половиной дадут контраст,
заведомо не «впихуемый» в нормальный
динамический диапазон камеры. Отсюда
следует, что чаще более удачным временем
для сессии оказывается слегка прихмуренная
погодка (она, бонусом, даёт и более
фактурную атмосферу, о чём уже говорилось).
4. Самолёт живёт своей жизнью и на земле («спит», готовится к полёту, «питается», «лечится» и т. п.). Приходит время — на ней же умирает, успокаиваясь навсегда. Всё это имеет свой драматизм, и всё это может быть отражено в кадре. Если есть возможность, ищите такого рода локации, дружите с лётчиками, да и просто интересуйтесь темой. Без любви к авиации снять что-то в жанре авиаспоттинга, конечно, можно, но это что-то оставит зрителя абсолютно равнодушным (к слову, наземные съёмки статичных бортов не так требовательны к качеству фотоаппаратуры, поэтому, возможностей тут больше и по ракурсам, и по освещению, и по сюжету. В частности, некоторые из приведённых ниже кадров сняты на скромную кроп-камеру Fujifilm X-T4 с китовым объективом).
5. Лётная фототема неисчерпаема и, в числе прочего, может быть раскрыта съёмками и в жанре натюрморта:
Надеюсь, что эти несложные рекомендации помогут начинающим в поиске своих подходов к рассматриваемой теме, а их практическая реализация принесёт информационно-насыщенные и визуально интересные фотоплоды!