Из всех форм исполнения предметной фотографии снимки с отражением объектов в чёрном несомненно обладают особенной выразительностью и атмосферой. Абсолютное отсутствие отвлекающих от модели деталей фона и его «космическая» бездонность, зеркальная поддержка нижней части объекта (обычно скрытой от глаз при нормальном ракурсе визирования) буквально выталкивают предмет из поглощающего мрака «бездны» навстречу зрителю, формируя ощущение предельной камерности и тайны. Такие кадры всегда цепляют внимание, в них хочется погружаться и анализировать увиденное.
В этой короткой статье я не буду разбирать принципы и вытекающие из них световые схемы для «графии» собственно снимаемой сцены (уроков тут пришлось бы изложить на целый курс), а остановлюсь лишь на одном нехитром, но, как выяснилось, мало кому известном приёме получения полного отзеркаливания объектов в тёмной подложке.
Напомню, что классический подход заключается в следующем:
на чёрный акриловый или стеклянный лист водружается модель, обставляется соответствующей замыслу будущего светотеневого рисунка комбинацией приборов и модификаторов (активные источники, фрост-рамы, отражатели и т. п.), что на выходе даёт вполне впечатляющие результаты, удовлетворяющие практически всем техническим и художественным требованиям для такого рода кадров. Конкретно, в них есть чётко отрисованный объект, есть его неотвлекающее тонально приглушённое отражение, есть заданный глухой фон (на который, к слову, можно отдельно спроецировать градиентное световое пятно от интенсивного источника):
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/9xSDYxX-1MrEeap2UCrFDCs00dxvKvej/BQFakNw7q8q2GrbH9k5hZRRk_7vro7ZS/Cm5YEO420mLHOtcgVhWnTfKaGbppx1f5/rum6RzRVwPVtGHjfs85qd7dk-zEMmMyj/GsHbD4GbWgOfDyTFLmosvg.jpg)
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/c_qzEPSpRtdmMNBcWEIRiEom5r51uI_F/8W2V8C7_uyuG1axWUjvZTO_JQx_OU5YT/6f02XB3Rp1KA3MY39Q9C4IUvvbgVX_S5/o87LYJiG7Hkaq4eQqBbQhLse2WSOkZhG/6CqbVw3pIGGoOCUeL-8QSw.jpg)
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/RmgrUFuLoKSV-Fr1jDbqUzRLpr0TxzyU/z2IhX8_9UM5aS2NUVWkisxs2ElcIdJZt/iwsOiSykfncyeha7RbjrLr4uaiQd1uab/wnU5JqyQi4abOsmguC2BqK_Qc_fz_0_B/CLy94mxpKpZPqVFSAJ-ZPQ.jpg)
Вместе с тем случается, что, исходя из тех или иных творческих соображений, требуется не просто вяло отзеркалить объект в совершенно чёрном, а сделать это без яркостных потерь и при этом ухитриться ещё и «подбить» тени на обращённых к подложке (а, стало быть, очень тёмных) сторонах модели. Второй момент, к слову, особо важен для ювелирки: как ни подсвечивай лежащий на чёрном акриле золотой гладкий артефакт, его нижние формы не «поджечь» — полированная чернота основания отражает очень малый процент падающего потока, а подлезть туда с какими-то локальными подсветками далеко не всегда представляется возможным.
И вот тут-то нам поможет до безумия простой, но изящный способ, к которому в процессе работы со светом самостоятельно приходят многие рассудительные фотографы. Его посыл обусловлен банальной физической очевидностью: идеальному зеркалу без разницы что отражать — дадим темноту (или отсечём весь поток, что суть одно и то же) — получим ту же темноту, дадим свет — да будет свет! Конечно, ничего идеального не бывает, но оно тут и не надо: например, акрил с зеркальным покрытием сгодится вполне. Равно как и подойдёт обычное стекло с самоклеящейся зеркальной плёнкой (она продаётся в магазинах канцтоваров и некоторых хозмагах). Отличный (но не самый дешёвый) вариант — пластина полированного (именно полированного, а не шлифованного) металла. А вот про обычное бытовое зеркало забудьте раз и навсегда — его амальгама нанесена на нижний слой стекла, и отражение в таком сэндвиче будет очень противно двоить, с головой выдавая в фотографе полного дилетанта.
Далее же всё совершенно понятно из приведённого рисунка:
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/xg0MI8u3MCeFFHJWmSDXi2L9ypPW7tbm/JyT2SdPLSBQTNrrhwYuB-k1Di5EgxBH7/EOJ01yXf7sKXinsFdoJbU6fHqpDz_RY1/LaTKt4Yag41dO18TiLIbmO6t358Ho0lV/WVF7YJaGiS1o_n_wmFIX_w.jpg)
устанавливаем экран из фотобархата, кладём нашу зеркальную подложечку, на неё водружаем модель, ловим угол визирования так, чтобы заполнить основу чёрным отражением от бэкграунда, а затем как обычно обустраиваем выбранную для снимаемого сюжета световую схему с приборами (повторюсь, что в данной статье я их не рассматриваю).
В итоге получается, что полнозеркальная подкладка обеспечивает требуемую заполняющую черноту, но остаётся при этом полноценным зеркалом с максимальным коэффициентом отражения. Она не «темнит» обращённые к ней стороны, мало того, при необходимости их можно дополнительно высветить, если очень узким лучом (например, от оптической фокусируемой насадки) брызнуть от себя перед объектом (именно перед, а не в объект) так, чтобы отражённый от зеркальной основы поток ударил в модель снизу, не рефлексируя в объектив и не плодя бликов. Это бывает крайне полезно при съёмке моделей с разной фактурой, когда требуется, например, локально и ярко показать этикетку стеклянной бутылки, но не породить «зайцев», подбить детализацию каменьев ювелирного изделия, наконец, просто подчеркнуть какой-то элемент или особенность предмета.
Постобработка полученных файлов (а снимать, конечно, лучше в формате RAW,) сводится лишь к мелкой ретуши в виде уборки пыли, желаемой цветокоррекции и приведению изображения к полноконтрастному виду — задействованию всего динамического диапазона с заполненной гистограммой от точки чёрного до точки белого.
Как это работает в деле, снова демонстрирую на паре собственных примеров:
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/igZb7KwYKcHi3uSldw047Pf3WeMaxCVT/pHQ7OaIKs1xwUw0wbYy_P50isZ3W7fAT/AgXANpYt3r7RlnzmER1MLEuXnxd_cXdn/IyFL2F1anmLvpApfcFZvp982rsciSnJY/WKXCHpIp2EYhhlYR3JxCYA.jpg)
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/RmgrUFuLoKSV-Fr1jDbqUzRLpr0TxzyU/z2IhX8_9UM5aS2NUVWkisxs2ElcIdJZt/iwsOiSykfncyeha7RbjrLr4uaiQd1uab/wnU5JqyQi4anWz5GowkMBYWDbY3CnEuS/r66wRxpUzINZEQfC9aFV5g.jpg)
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/8Q8Po2qpAScLS95Tl5Fv-tJBT2l6F1n7/-t3j1rAjqatLo4I2gAMDbwdnS7PZSdPs/z-HVxPXOVCNSpptOFhE9BhUNQRceRTU-/ZAiUqvnVjPT9TGPCuRNiaj55wyqGqFIc/L_g4RzH8Uim4G0_X2bKKUA.jpg)
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](https://i.wfolio.ru/x/ty8hubefB0wH5CY7qzVH5wRee6lgYNy1/W_OP_uRyjCfRFSuihma07j3nOwHocwUM/Tj1UtKzB1z8XnD8z5ub0Ty6g2-fUhS5j/yBwUETcsreXGmZAZ4Y8KLByEEw3EOiCk/4-GZRmMLcu4DrzYQwFY4vQ.jpg)
Вот, пожалуй, и вся премудрость! Снимайте, получайте удовольствие (а вместе с ним и опыт), делитесь знаниями с «друзьями по цеху». Удачных кадров!
Как обычно, авторство текста и всех фото — Tom Fincher.
Теория и практика съёмки (мои статьи)
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](http://i.wfolio.ru/x/1u5ADNtDYtGFVWgodtot29qVRz7AbMBi/zY8J9RYbsHOxrOwSa3rGS4-K6t92LcvU/9Iqyq3iLOrzNaG-c7OX01XUWKwTvD7gp/ESn6CkZGsqKyi_vCy_Zbh_tc3uVLTJsQ/ua82NRQqifj7h_m3rRB5lw.jpg)
Авиаспоттинг (советы начинающим)
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](http://i.wfolio.ru/x/DfuzfYcma_AIhXVws561P_IofXO1I-II/m7S9nH4Gto0nBVF5pqi4UUS58VAmWxEC/4KJFMwfY2WDMcbk_U1R_gtjzFBWPkl29/GCWOdN28t7vNg59aXXKVyWHGUezPnl0l.jpg)
Неестественное естество
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](http://i.wfolio.ru/x/DfuzfYcma_AIhXVws561P_IofXO1I-II/m7S9nH4Gto0nBVF5pqi4UUS58VAmWxEC/4KJFMwfY2WDMcbk_U1R_guTfBGvQa2Md/xsZiALsSrkhw7gd9hhs3sS8CVjLIFOMM.jpg)
Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](http://i.wfolio.ru/x/DfuzfYcma_AIhXVws561P_IofXO1I-II/m7S9nH4Gto0nBVF5pqi4UUS58VAmWxEC/4KJFMwfY2WDMcbk_U1R_giirmfkwGuTM/VzLgBzNoH9iq_CLaey0ToHTlWyNJY5J0.jpg)
«Фото-Графия»: творим «кистью»!
![Отражение в чёрном. Устремляясь ввысь… (фото от автора с ником Tom Fincher)](http://i.wfolio.ru/x/DfuzfYcma_AIhXVws561P_IofXO1I-II/m7S9nH4Gto0nBVF5pqi4UUS58VAmWxEC/4KJFMwfY2WDMcbk_U1R_giCuWnXh_icw/nGZCUXmzk5Rq7CMAVQJ0mm0tt47YvrPF.jpg)